Внедрение АИС "Omni-US" PE для расчетов с физическими лицами за электроэнергию
ПАО «Красноярскэнергосбыт» - гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Красноярского края, одна из крупнейших энергосбытовых организаций в России. С 2008 года компания входит в структуру АО «ЭСК «РусГидро» (51,75% ДЗО ПАО «РусГидро»).
Компания обслуживает более 1 миллиона физических и более 32 тысяч юридических лиц.В состав ПАО «Красноярскэнергосбыт» входят 8 межрайонных отделений и более 50 районных отделений и участков, охватывающих территорию от Ермаковского района на юге Красноярского края до Кежемского района – на севере. Коллектив компании насчитывает более 1400 человек.
Из истории
Долгое время ПАО «Красноярскэнергосбыт» использовал систему собственной разработки. Система требовала значительных финансовых и трудовых ресурсов на ее эксплуатацию. Функционал системы перестал соответствовать текущим требованиям заказчика, рынка и законодательства. Например, отсутствовала возможность вести расчеты групповых приборов учета.
Холдинг «РусГидро», в который входит ПАО «Красноярскэнергосбыт», на федеральном уровне выбрал Omni-UtilitieS в качестве единого корпоративного решения для автоматизации сбыта электроэнергии и формирования единой отчетности по холдингу. На момент старта проекта Omni-UtilitieS уже был внедрен в ряде подразделений холдинга.
Задачи проекта
Согласно требованиям заказчика, система должна была быть написана с ноля. Возможность самостоятельной доработки новой системы в дальнейшем стало одним из основных требований заказчика. Заказчику было важно получить возможность не только добавлять или изменять отчеты, но и добавлять и изменять дополнительные модули системы. В рамках договора клиенту был предоставлен исходных код системы.
Реализация проекта
В качестве платформы для реализации новой системы была выбрана АИС «Omni-UtilitieS PE». Выполняя требования договора, специалисты компании «ИСЕРВ» полностью изменили архитектуру решения под требования заказчика. Фактически АИС была разработана заново.
Стоит отметить высокую экспертизу ИТ-службы заказчика. Уже до начала работ заказчик четко понимал, что хочет получить от новой системы, какие функции и инструменты должны быть реализованы.
Команда проекта
На данном проекте было задействовано несколько команд. В общей сложности над проектом работало 65 человек.
Этапы работ
Договор на внедрение подразумевал 7 основных этапов:
- Подготовка проекта;
- Проектирование;
- Реализация;
- Развертывание;
- Сопровождение в период опытной эксплуатации;
- Переход к промышленной эксплуатации;
- Гарантийное обслуживание
Внедренные подсистемы
- Подсистема расчетов ФЛ;
- Договорная подсистема ФЛ;
- Подсистема управления техническими данными (ведение реестра объектов, удаление, добавление, редактирование объектов, помещений. Ведение точек поставки: обычных, транзитных и т.п.);
- Подсистема обслуживания узлов учета (приборов учета). Реализация требований к следующим процессам: хранение истории операций по техническому обслуживанию элементов системы учёта энергоресурсов (замен, поверок, пломбирования и т.д.);
- Финансовая подсистема;
- Подсистема работы с дебиторами (ПИР, пеня, ограничения-отключения);
- Спецификация для подсистемы интеграции (по одному документу на каждую интеграцию, в том числе, и для ГИС ЖКХ).
Спецификация
По требованиям заказчика, каждая подсистема была описана в соответствующей спецификации. Спецификация содержала детальное описание требований, функционала и принципов работы. Каждое понятие, вплоть до описания каждого вида договора, его содержания, были расшифрованы и согласованы с заказчиком.
Описание и согласование детальных требований позволяет избежать расхождений между ожиданиями клиента и функциональностью разработанной системы.
Импорт данных
Автоматический импорт данных
Импорт данных из существующих систем заказчика является важным и ответственным этапом. Для данного проекта была разработана новая система импорта данных и шаблон импорта данных, полностью соответствующие требованиям заказчика.
В первой итерации были импортированы данные 2-х участков, в каждом из участков порядка 85 тысяч лицевых счетов. В последующем были перенесены данные 8 межрайонных отделений и более 50 районных отделений и участков. Суммарно около 1 миллиона лицевых счетов.
Как правило, для импорта данных достаточно 2-3 итераций. На данном проекте импорт был проведен за 6 итераций. Фактически были перенесены данные из 60 обособленных баз данных.
Инструмент сверки данных
При импорте данных специалисты компании «ИСЕРВ» столкнулись с наличием неконсистентных данных. Существующие системы допускали ввод данных без соответствующего контроля, отсутствовали проверки при внесении данных. Например: указан тип помещения нежилое, при этом указано количество проживающих. Или указано наличие электрической плиты в квартире, а норматив установлен для газовой плиты.
Наличие неконсистентных данных при импорте базы в новую систему учета приводит к расхождениям в расчетах и появлению ошибок.
Для исключения ошибок командой ИСЕРВ был создан инструмент, который сверяет данные и находит неверные данные. Далее происходит их ручное исправление.
Ручной импорт данных
Часть импорта данных была проведена вручную, так как существующие базы данных не позволяли корректно структурировать нормативно-справочную информацию.
Заказчик должен быть готов к ручному вводу части данных, структурирование и перенос которых в автоматическом режиме займет в 2-3 раза больше времени.
Как правило, при интеграции новой системы, небольшой процент данных переносится вручную.
Резюме
Автоматический импорт данных позволяет быстро и эффективно перенести информацию из одной системы в другую. Однако, требуется дополнительная проверка импортированных данных и ручной перенос части данных.
Альтернатива - полностью ручной ввод данных. Однако, ручной ввод данных занимает в 3-4 раза больше времени, чем автоматический импорт, с учетом времени на проверку и ручной перенос части данных. Иногда полностью ручной ввод данных не представляется возможным из-за объема данных.
Передача показаний счетчиков
В системе реализовано девять различных способов передачи показаний приборов учета. Помимо привычных способов, потребители услуг могут передавать показания через Viber, и при помощи отправки СМС.
«Мы внедрили девять различных способов передачи показаний счётчиков: от привычных записей на бумажных бланках до личного кабинета клиента в мобильном приложении. Очень популярными способами являются SMS-сообщения на сервисный телефонный номер, а также звонки в call-центр компании. В первом случае наши клиенты несут затраты на отправку SMS. Во втором, помимо денежных затрат при дозвоне по городским номерам, в пиковые дни приема показаний жителям приходится тратить время на ожидание очереди к оператору. Передача показаний через Viber станет бесплатной и легкой в использовании альтернативой». Юлия Смирнова, Заместитель директора ПАО «Красноярскэнергосбыт». krsk-sbit.ru
Результаты внедрения
В результате клиент получил индивидуальное решение, разработанное в соответствии с его требованиями. Многие решения, апробированные на данном проекте, будут реализованы в других филиалах холдинга.