Внедрение решений комплексной автоматизации бизнес-процессов филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт»

Уникальность проекта – расчёты за все энергоресурсы (тепловую энергию, электроэнергию, коммунальные услуги) с юридическими и физическими лицами производятся централизованно в одной базе данных. В режиме «одного окна» выполняются все необходимые функции.
Внедрение единой автоматизированной информационной системы на базе линейки решений ГК «ИСЕРВ» позволило отказаться от множества изолированных и плохо коммуницирующих систем с дублированием функций.
Несмотря на удалённость Заказчика, техническая поддержка, консалтинг осуществляется специалистами ГК «ИСЕРВ» по времени во Владивостоке,- для обеспечения оперативного реагирования в рабочее время Заказчика.
Решения ГК «ИСЕРВ» внедрены во всех филиалах ПАО «ДЭК», в 7 регионах РФ: на территории Приморского и Хабаровского края, Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областей, Камчатского края и Республики Якутия.
О компании
Филиал ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» обслуживает 117 272 л/cч по физ. лицам и 6 436 л/cч по юр.лицам и представлен Петропавловским, Елизовским, Мильковским, Усть-Большерецким и Вилючинским отделениями. Реализованный программный комплекс на базе решений ГК «ИСЕРВ» находится в промышленной эксплуатации с января 2021 г.
Задачи проекта
Согласно требованиям заказчика, система должна была быть написана с нуля. Возможность самостоятельной доработки новой системы в дальнейшем стало одним из основных требований заказчика. Заказчику было важно получить возможность не только добавлять или изменять отчеты, но и добавлять и изменять дополнительные модули системы. В рамках договора клиенту был предоставлен исходных код системы.
Ситуация до внедрения
- В структурных подразделениях компании используются системы, внедрённые в разное время, разными специалистами с использованием разных программных средств;
- Взаимосвязь существующих систем осуществляется путем переноса данных из одной программы в другую или с применением различных доработок программных продуктов, которые еще более усложняют движение информации и, по существу, также не свободны от «человеческого фактора»;
- Информационное обеспечение управленческого процесса, представляет собой множество изолированных и плохо коммуницирующих систем с дублированием функций, с одной стороны, и разрывами информационных потоков, с другой;
- Для повышения эффективности управления необходимо внедрение единой автоматизированной информационной системы для централизованного обслуживания управленческого процесса, позволяющей в «одном окне» выполнять все необходимые функции.
Решение
В качестве инструментов для достижения целей были выбраны решения ГК «ИСЕРВ»: Автоматизированная информационная система «Omni-UtilitieS», «Платежный сервис», «Мобильный личный кабинет», «Личный кабинет клиентов», «Модуль интеграции с ГИС ЖКХ».
На базе комплекса решений была разработана и внедрена единая информационная система для автоматизации расчётов потребления электроэнергии, тепловой энергии и горячей воды Потребителями (физическими, юридическими лицами); планирования полезного отпуска, товарной продукции, реализации, формирования балансов электрической и тепловой энергии; хранения полной нормативно-справочной, технической и коммерческой информации по Потребителям в базе данных, в том числе, хранения архива данных, перенесённых из иных программных продуктов.
Реализация проекта
- Разработан и внедрён единый унифицированный справочник НСИ по работе с юридическими и физическими лицами;
- Разработан и внедрён единый унифицированный справочник НСИ по работе с юридическими и физическими лицами;
- Реализовано поабонентное планирование и прогнозирование;- Сформированы единые книги-продаж и покупок (по электро и теплоэнергии), а также единая налоговая декларация;
- Обеспечено формирование сводных отчётов по полезному отпуску, оплате и реализации в разрезе тепло- и электроэнергии;
- Реализованы функции разнесения оплат в едином продукте: ввиду наличия нескольких договоров по потребителям, (как по тепловой энергии, так и по электрической) (оплата юридических лиц проводится одним платежным поручением с расщеплением по потокам в дальнейшем);
- Учёт оплат на основании единой банковской выписки по юридическим и физическим лицам; - Учёт и контроль: регистрация, формирование и передача информации о свершившихся фактах сбытовой деятельности;
- Ручная и автоматизированная (с использованием пакетов интеграции) обработка принятых данных (оплат, показаний приборов учета) за потребленную электрическую и тепловую энергию по каждому Потребителю, с возможностью учета назначения платежа;
- Формирование отчетности из Системы, в том числе, в разрезе муниципальных районов/образований, принадлежности объектов договора к СО, по отделениям Заказчика;
- Расчет ежемесячного объема полезного отпуска и потребленной электрической и тепловой энергии в разрезе сетевых организаций и их структурных подразделений;
- Расчёт ежемесячного объема потребления электрической энергии, тепловой энергии и горячей воды в МКД (индивидуальное потребление жилых/нежилых помещений, объема потребления коммунальной услуги на содержание общего имущества в пределах норматива/сверх норматива);
- Формирование баланса электрической энергии в разрезе населенных пунктов по уровням напряжения; формирование баланса тепловой энергии в разрезе населенных пунктов и источников тепловой энергии;
- Произведена автоматизация выставления мультиквитанций, учета задолженности и приёма пеней, судебных издержек, государственной пошлины;
- Стало возможным внесение досудебных мероприятий в Систему с возможностью оценки их эффективности;
- Реализован расчёт штрафных санкций для Потребителей в соответствии с действующим законодательством;
- Экспорт/импорт данных, документов, шаблонов, отчетов в согласованных форматах;
- Обеспечено ведение и контроль работы по ограничениям/подключениям (сетевой график, журнал событий); досудебному урегулированию дебиторской задолженности по Потребителям;
- Обеспечено функционирование Личного кабинета;
- Реализован инструментарий для импорта данных из внешних систем, в том числе, из ГИС ЖКХ, ЛКК; настройка процедуры экспорта данных в Систему ГИС ЖКХ;
- Разработаны инструменты для создания форм отчётов и выборок; ведения иерархической схемы электрической и тепловой сети (техническое дерево);
- Добавление технических приборов учета и ведение расхода по приборам учета по трансформаторам и отходящим фидерам высоковольтных подстанций;
- Реализована возможность однократной регистрации первичной информации и её многократного использования для различных целей…
Результаты внедрения
- Повысилась эффективность бизнес-процессов, связанных с реализацией энергоресурсов за счёт перехода к более функциональному автоматизированному решению, позволяющему настраивать достоверные взаимосвязи, отражающие фактический процесс организации энергоснабжения у потребителей, с возможностью хранения истории производимых изменений в Системе, формирование более точных и легко проверяемых расчётов;
- Повысилась эффективность бизнес-процессов, связанных с реализацией энергоресурсов за счёт перехода к более функциональному автоматизированному решению, позволяющему настраивать достоверные взаимосвязи, отражающие фактический процесс организации энергоснабжения у потребителей, с возможностью хранения истории производимых изменений в Системе, формирование более точных и легко проверяемых расчётов;
- Снизились операционные затраты на проведение расчётов за счёт внедрения единой методологии, регламентов и инструментов расчётов;
- Реализована единая методология сбора, структурирования, консолидации, передачи, хранения и получения информации;
- Повысилось качество обслуживания физических и юридических лиц;
- Произведена оптимизация процесса управления: сокращение времени на подготовку управленческих документов и отчётности;
- Обеспечена прозрачность деятельности Заказчика;
- Повысилось качество и достоверность проводимых расчётов за поставленные энергоресурсы, качество получаемой отчётности;
- Повысилась эффективность, доля интеллектуального производительного труда, снизились трудозатраты на рутинные операции;
- Сократился уровень дебиторской задолженности за счет автоматизации работы с физическими и юридическими лицами;
- Стабилизация/достижение плановых показателей энергосбытовой деятельности за счет эффективного бизнес-планирования и прогнозирования;
- Реализована возможность поддержки работы неограниченного количества пользователей;
- Обеспечена возможность тиражирования проектных решений Системы;
- Снизились затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры;
- Реализован безопасный информационный обмен между компонентами системы на основе системы сертификатов и шифрования данных;
- Обеспечена надежность и непрерывность сбытовой деятельности в части расчётов с физическими, юридическими лицам;
- Решение реализовано на модульной основе, позволяющей легко добавлять и изменять функциональные возможности Системы;
- Реализована возможность получения аналитической информации в любом разрезе, с заданной степенью детализации, за любой период времени, в течение которого накапливаются учетные данные.
Функциональные блоки справочной системы
Функциональные блоки |
Назначение |
Нормативно-справочная информация |
Ведение данных о субъектах, объектах, контрагентах, договорах, точках учета, точках поставки, приборах учета, тарифах, и пр. с сохранением истории изменения параметров |
Договорная работа |
Формирование договоров и приложений к ним, регистрация договоров. Ведение реестра документов – оснований для заключения договора со сроком их действия (юридические – для контрагента: технические – для объекта; права владения – для объекта). История договорной работы. Отчетность |
Работа с сетевыми организациями и иными владельцами сетей |
Ведение реестра сетевых организаций, схем распределительной сети, ведение перечня источников питания, возможность массовой и индивидуальной привязки, перепривязки элементов сети, возможность изменения сетевой принадлежности, описание схемы энергоснабжения объектов, ввод и просмотр точек подключения, формирование объёмов, отчетность по работе с сетевыми организациями, сверка полезного отпуска с СО. Формирование, учет и контроль за исполнением планов – графиков проверок |
Управление измерительными комплексами |
Ведение информации об измерительных комплексах, хранение истории операций, контроль движения средств учета. Формирование графиков контрольного снятия показаний на объектах Потребителей |
Управление данными для расчета объема потребления электрической/тепловой энергии |
Сбор, загрузка, занесение показаний приборов учета активной/реактивной энергии, загрузка данных о почасовом потреблении, учет неучтенного/бездоговорного потребления электрической/тепловой энергии |
Работа по ограничениям |
Формирование перечня Потребителей, подлежащих ограничению, формирование уведомлений, плана-графика ограничений, формирование уведомлений в сетевую организацию, создание отчетов о произведенных мероприятиях. |
Расчеты |
Расчёт объемов потребления и стоимости электро-/ теплоэнергии |
Ввод и обработка платежей |
Ввод и обработка платежей, регламентные операции с платежами, учет назначения платежа при разноске, ввод и разноска оплат Потребителей, составление отчётов о поступлении средств |
Бухгалтерский учёт продаж электроэнергии Потребителям |
Формирование первичных бухгалтерских документов, учёт и формирование начальных остатков, оборотов и сальдо относительно расчётов в разрезе различных аналитических признаков, формирование бухгалтерских проводок относительно реализации |
Формирование платёжных документов |
Массовое и индивидуальное формирование и печать платежных документов |
Управление задолженностью |
Движение задолженности и ее структура, определение критериев работы с разными видами задолженности, анализ динамики изменения задолженности, формирование аналитической отчетности |
Работа с Потребителями-должниками |
Формирование реестра должников, оповещение должников, возможность настройки различных параметров группировки списка должников. Ведение журнала мероприятий по каждому должнику |
Претензионно-исковая работа (ПИР) |
Планирование мероприятий претензионно-исковой работы, автоматизированное формирование претензий, проектов-исков (без направления его в судебные органы), исков по заданным параметрам, по различным видам задолженности |
Электронный архив документов |
Прикрепление ссылок и просмотр документа (скан-копии), размещенного на внутреннем хранилище |
Отчетные формы и бланки |
Формирование документов на основе бланков и форм отчётности, формирование и печать документов в соответствии с зафиксированными БД данными. |
Блок интеграции с ГИС ЖКХ | Формирование буферов по расписанию для передачи сведений в модуль отправки данных в ГИС ЖКХ в соответствии с сформированными заданиями |
Планирование, прогнозирование | Автоматизация процесса планирование показателей энергосбытовой деятельности |
Взаимодействие с Потребителем/Покупателем | Учет обращений и ответов Потребителей/Покупателей, отправка платежных документов по e-mail |
Требования к обслуживанию нормативно-справочной информации (НСИ) | Система обеспечивает возможность ведения единой базы данных нормативно-справочной информации, централизованных справочников |
Требования к средствам построения отчётов Системы | Разработка отчётов должна вестись на основе согласованных спецификаций требований к отчётам, реализованы проверочные отчеты |
Требование к интеграции с внешними и внутренними системами | Обмен данными с внутренними системами осуществляется в соответствии с установленными форматами |
Требования к подсистеме печати внедряемой Системы | Наличие программного инструментария для построения и печати печатных форм |
Формирование баланса электрической/тепловой энергии | Система обеспечивает возможность формирования баланса электрической/тепловой энергии. В балансе предусматривается отражение потерь энергии в натуральных показателях и в процентах по выбранному элементу сети или узлу |