Автоматизация для эффективного управления
Формирование и проведение эффективного оперативного управления функционированием ЖКХ и его сбалансированное развитие, задачи планирования и постоянного контроля за работой управляющих многоквартирными домами организаций (УО), рациональным использованием бюджетных средств, своевременные платежи юридических и физических лиц за оказываемые им услуги, безусловно, важнейшие задачи по управлению сферой ЖКХ.
Эффективным способом решения такой задачи является комплексная автоматизация системы управления ЖКХ с созданием единого комплекса современных информационно – технических решений, охватывающих различные аспекты функционирования сферы ЖКХ.
Большой опыт создания и внедрения программно–технических средств, отвечающих разнообразным требованиям государственных, муниципальных и коммерческих организаций, предприятий энергетики и ЖКХ, накопленный компанией «ИСЕРВ»(www.it-serv.ru ) за многие годы работы, позволяет предложить для оснащения сферы ЖКХ городов и регионов, хорошо показавшие себя системы автоматизации, составляющие Комплекс системных решений по автоматизации сферы ЖКХ региона. В него входят:
1. Интернет – Портал ЖКХ региона с функциями аналитики для раскрытия информации всеми УО и ресурсоснабжающими организациями (РСО), а так же для взаимодействия с гражданами и органами власти;
2. Единый расчётный информационно – аналитический центр (ЕРИАЦ) регионального или муниципального уровня (биллинговая система для УО) на базе аналитической информационной системы (АИС) «Omni-UtilitieS»(www.omni-us.ru);
3. Различные системы автоматизации муниципальных и региональных служб: система контроля и учёта показателей энергоэффективности и мероприятий по рациональному использованию энергоресурсов, система документооборота, единая диспетчерская служба поселений, объединённый центр трудоустройства и переквалификации, управление капитальных ремонтов, централизованная диспетчерская маршрутов специального транспорта, и другие.
Экономический эффект в управлении сферой ЖКХ при внедрении этих систем оценивается исходя из ключевых факторов эффективности:
- системности хранения данных, что позволяет всем уровням руководства иметь в постоянной доступности актуальную информацию о состоянии всего ЖКХ и отдельных бизнес-процессов, необходимую для принятия управленческих решений;
- устранение дублирования функций и оптимизация использования рабочего времени;
- сокращение оперативных расходов на ИТ-обслуживание благодаря использованию единого информационного пространства и одной расчётной системы для всех структур;
- улучшение качества обслуживания, ликвидация очередей;
- своевременное выявление неплательщиков и быстрое принятие мер воздействия;
- снижение вероятности ошибок в проведении расчетов за жилищно-коммунальные услуги;
- рост доверия населения к предоставляемым платежным документам и органам управления благодаря повышению прозрачности работы ЖКХ;
- оперативность перерасчетов оплаты коммунальных услуг.
Все эти факторы показывают целесообразность создания комплексной масштабируемой информационной системы, позволяющей в едином информационном пространстве обеспечить и эффективное управление ЖКХ и полную информированность всех слоёв населения.
Основой такой системы является специализированная программа «Многофункциональный Интернет – Портал ЖКХ», представляющая собой «конструктор», позволяющий всем участникам информационного пространства вносить сведения о себе в строго структурированном виде им в полном соответствии с требованиями законодательства РФ. Используя сервисы Портала, органы власти и общественность получают возможность прямого контроля ситуации в сфере ЖКХ, а УО и РСО удобный инструмент для выполнения всех требований законодательства о раскрытии информации и взаимодействия в едином информационном поле. Портал позволяет:
- вести мониторинг выполнения УО и РСО требований законодательства РФ по раскрытию информации;
- следить за действующими тарифами, и проводить анализ деятельности УО, определяя расходы, собираемость средств по статьям содержания жилья и др.;
- вести виртуальный прием граждан и обработку их обращений, помогать собственникам жилья эффективно управлять МКД, грамотно вести диалог с поставщиками услуг и многое другое;
Портал обеспечит жителям новый уровень социального комфорта, улучшит взаимодействие между субъектами сферы ЖКХ, и повысит управляемость ЖКХ городов и региона в целом (пример - Портал ЖКХ Чувашии - www.jkh.cap.ru ).
Обеспечение доступности информации о деятельности предприятий ЖКХ региона, организация мониторинга их взаимодействия, предоставление возможности открытого опубликования сведений о потреблённых и оплаченных энергоресурсах в разрезе многоквартирных домов (МКД) – одно из важнейших достоинств такого Портала ЖКХ. Такая общедоступная информация будет способствовать нормализации отношений между РСО, УО и гражданами, повысит доверие граждан к системе ЖКХ, обеспечит эффективную работу в сфере тарифообразования, а так же усилит контроль со стороны государственных органов власти.
Работа Интернет – портала ЖКХ значительно упрощает процессы оплаты, обработки и учета жилищно-коммунальных платежей для жилья всех форм собственности. Для этого он интегрируется с предоставляющим такой комплекс возможностей Единым расчетным информационно – аналитическим центром (ЕРИАЦ). Он создается на базе современного программного обеспечения – аналитической информационной системы (АИС) «Omni-UtilitieS»(www.omni-us.ru ).
Внедрение этой современной биллинговой системы облегчает точность начислений и взаиморасчетов между поставщиками и потребителями услуг ЖКХ, а так же глубокий анализ взаимодействия предприятий — поставщиков ресурсов, жилищно-коммунальных услуг, арендаторов и собственников нежилых помещений. При этом легче обеспечить предотвращение несанкционированного доступа к информационным ресурсам и персональным данным. Это современное решение для автоматизации основных бизнес-процессов в области ЖКХ по расчету с абонентами за поставляемые энергоресурсы и услуги на базе АИС «Omni-UtilitieS» неоднократно внедрено на различных предприятиях ТЭК и ЖКХ по всей России.
Уже более 50 биллинговых систем семейства АИС «Omni-UtilitieS» используются в различных регионах России в сбытовых, сетевых и управляющих компаниях и около 20 находятся в опытно-промышленной эксплуатации и на стадии внедрения.
АИС «Omni-UtilitieS» является универсальной и настраиваемой платформой для автоматизации всего спектра бизнес-процессов, их аналитики и контроля. Она обеспечивает качество и оперативность учета и расчета поставок по всем видам энергии и услуг, формирование обязательных и аналитических документов.
Достоинства АИС «Omni-UtilitieS»:
- Расчеты в системе производятся в единой базе данных в соответствии с Законодательством РФ(в том числе и 354 Постановлением Правительства РФ) с гибкой настройкой;
- Отсутствие ограничений по лицевым счетам в базе данных и высокое быстродействие системы (расчетов до 20тыс. абонентов в течение 3 минут);
- Возможность выставления как единой квитанции за все услуги, так и отдельной квитанции на услугу, проведение расщепления платежей;
- Масштабирование решения и возможность отображения отчетов в WEB-интерфейсе;
- Высокий уровень безопасности – на каждого пользователя системы персонифицированные настройки;
- Возможность ведения функции «Паспортный стол» для ЖКХ;
- Возможность сопровождения системы пользователем самостоятельно благодаря открытой структуре кода и техническая поддержка по «Горячей линии»;
- Легкая интеграция с системами учёта энергоресурсов, финансовыми и платёжными системами.
Все эти факторы показывают целесообразность создания в регионах комплексной информационной системы, позволяющей в едином информационном пространстве обеспечить точность проведения расчётов за услуги УО и РСО, эффективное управление сферой ЖКХ и полную информированность всех слоёв населения.
Гибкость политики внедрения комплексного автоматизации сферы ЖКХ региона, позволяет провести оснащение в полном соответствиями с нуждами региона, что повы-шает эффективность решения.